— Налоговая проверка вызывает панику?
— Вы слышали много «положительного» о реорганизации?
— Хотите знать все тонкости и не бояться налоговых органов?
Кажется, что стоит только подумать о процедуре реорганизации, – представитель налогового органа появится за спиной собственника предприятия. Давайте разбираться вместе: что является мифом, а что — реальностью?
Заблуждение первое. При реорганизации налоговая проверка проводится в 100% случаев
На самом деле, законодатель не возлагает на службы обязательное проведение выездной проверки. При реорганизации всегда присутствует правопреемник – юридическое лицо, к которому перейдут все права и обязанности. Таким образом, налоговики всегда найдут с кого спросить штраф и наложить штрафные санкции.
В нашей практике налоговые проверки вызванные процедурой реорганизации проводятся менее чем в одной компании из ста. Самое страшное что происходит – инспекция вызывает руководителя и просит дать пояснения причины и цели реорганизации.
Естественно, это и не исключает полностью возможности проведения проверки. Такое решение может быть вынесено налоговыми органами. Но если вся отчетность в полном порядке, то беспокоиться совершенно не о чем.
Заблуждение второе. После окончания процедуры реорганизации налоговая проверка будет невозможна
И это тоже относится к категории мифов. Еще раз повторюсь: правопреемник при реорганизации присутствует всегда. Соответственно, инспекция всегда может обратиться к нему по части исполнения обязательств уплаты налогов и сборов.
Но здесь есть одно неоспоримое преимущество – правопреемник, как правило, абсолютно новая компания, созданная в преддверии реорганизации и не осуществлявшая хозяйственную деятельность. Так что проверять будет нечего.
Заблуждение третье. Для руководителей предприятия не имеет значения, какая проверка проводится – камеральная или выездная. Обе процедуры сложные и длительные.
Камеральная проверка проходит гораздо более безболезненно. Вы просто представляете документы за нужный период в инспекцию, где они проверяются. Собственно, при реорганизации этим инспектор и ограничится, если у него не будет оснований полагать, что представленные ему сведения не соответствуют действительности. И только в случае выявления подозрительных сделок или недобросовестных контрагентов будет назначена выездная проверка. Процедура, кстати, длительная, а проверке подлежит в этом случае больший период отчетности, чем в ходе камеральной.
Какие выводы?
Если при реорганизации все документы подготовлены грамотно, присутствуют все передаточные акты, а соответствующие уведомления и отчетность представлены в налоговые органы своевременно, то очень высока вероятность, что дополнительного внимания со стороны инспекторов получится избежать.
В любом случае, даже если проверка будет назначена, при четком соблюдении закона собственникам реорганизованного бизнеса опасаться совершенно нечего.